
Попадая на сайт, пользователи выполняют ряд действий. Причем у каждого может быть свой уникальный алгоритм, но в общем это означает поведенческие факторы (ПФ), на основе которых поисковые системы могут оценивать качество интернет-ресурса.
Идеальным поведением пользователя с точки зрения поисковика будет переход по ссылке из выдачи на сайт, выполнение на нем различных действий и на этом все. То есть после перехода на ресурс пользователь уже не возвращается с таким же или похожим запросом в поисковую систему, а значит он решил все свои задачи. Но поведенческие факторы могут быть намного более сложными и многогранными, о чем мы и расскажем далее в статье, рассматривая их с точки зрения поисковой системы Яндекс.
Поведенческие факторы в Яндексе
По оценке специалистов, вес поведенческих факторов среди всех характеристик сайта составляет в Яндексе от 20% и более. В некоторых случаях их значимость доходит чуть ли не до 100%. Яндекс работает с поведенческими факторами следующим образом:
- сначала поисковик формирует список документов, соответствующих запросу;
- затем каждый из результатов выдачи проверяется на соответствие другим характеристикам, согласно фильтрам и алгоритмам поисковика;
- только после этого документ выводится в топ выдачи и осуществляется оценка пользовательских метрик;
- если данных по поведенческим факторам нет, то места в топ-100 выдачи ваш сайт точно не получит;
- чем больше данных по поведению пользователей на ресурсе есть у поисковика, тем выше шансы поднятия сайта в первую десятку выдачи.
При этом Яндекс оценивает два типа поведенческих факторов:
- Внешние. В этом случае оценивается, какие действия совершал пользователь в поисковой выдаче до и после перехода на сайт.
- Внутренние, когда оцениваются все действия пользователя на сайте после того, как он перешел туда по результату поискового запроса.
У Яндекса есть много источников данных по поведенческим факторам пользователей на сайтах. Это и логи самого поисковика, и сессии по информации из разных систем статистики, и специальные плагины в браузерах, и прочее. Поэтому оценка ПФ состоит из анализа множества параметров, а не только простейших, вроде «отказа» или «глубины просмотра».

Эти показатели оцениваются в связи друг с другом, а не по отдельности. То есть в случае с поведенческими факторами поисковая система подразумевает комплексный анализ. И у Яндекса нет обязательной задачи получения конкретных точных данных, так как любое поведение пользователей будет соответствовать уже имеющемуся шаблону. Соответственно нейросети достаточно, определить, как ведет пользователь себя в поисковой выдаче, чтобы оценить ПФ для конкретного сайта. Поэтому в Яндексе главной метрикой для оценки поведенческих факторов можно считать кликабельность сниппета (CTR) и возврат пользователя к результатам поиска по запросу.
Улучшение поведенческих факторов
Как мы уже отметили, показатель CTR является самым важным для оценки ПФ. Но для того, чтобы он был высоким, необходимо повышать и все другие показатели, уменьшая число «отказов» (просмотр одной страницы без других действий на сайте) и увеличивая время нахождения пользователя на вашем интернет-ресурсе.
Для решения этих задач необходимо оптимизировать дизайн и структуру сайта. Все его целевые страницы должны быть такими, чтобы пользователь тратил от 20 секунд и более на просмотр. Желательно, чтобы после этого он еще и перешел по какой-нибудь внутренней ссылке на другую страницу сайта. Также важно, чтобы человек возвращался на ваш ресурс, пусть даже и опять через поисковой запрос. Это будет показывать Яндексу, что ему понравился контент, и пользователь доверяет сайту. Поэтому так важно еще и качественное наполнение веб-проекта уникальными информативными текстами, релевантными тематике сайта и конкретной страницы.
Работая со структурой интернет-ресурса, важно понимать, в поисках чего находятся люди, что для них является самым важным и как можно связать между собой страницы сайта. За увеличение времени просмотра страницы отвечает информативный полезный контент. Но сама структура должна способствовать максимально быстрому и четкому предоставлению информации посетителю сайта. Для этого важно тщательно продумать меню, не загромождая его слишком большим количеством пунктов. Чем больше будет разделов в меню, тем меньше ценность у каждого из пунктов и сложнее навигация по сайту для пользователя.
Большое значение для улучшения поведенческих факторов имеют «хлебные крошки». Под ними подразумевается вид навигации, когда пользователь легко может вернуться в предыдущий раздел или на недавно просматриваемую страницу на сайте. Например, в интернет-магазинах или маркетплейсах таким образом выделяют товары, которые вы недавно просматривали. Благодаря «хлебным крошкам» пользователю намного проще и удобнее ориентироваться на сайте, а также делать покупки или выполнять какие-то другие активные действия. При этом в результатах выдачи поисковых систем они тоже могут отображаться, положительно влияя на самый главный показатель поведенческих факторов – CTR.
Можно ли «накручивать» поведенческие факторы

Специалисты по продвижению сайтов хорошо понимают, насколько важны поведенческие факторы. Поэтому существует ряд сервисов, предлагающих услуги по накрутке ПФ в Яндексе и других поисковиках. Если ваш сайт представляет серьезный бизнес, который рассчитан на долгосрочную перспективу, пользоваться подобными сервисами для накрутки ПФ не рекомендуется. Ведь вы можете нарваться на штрафные санкции от Яндекса сроком на несколько месяцев, что означает полное удаление страниц вашего сайта из поисковой выдачи. Это влечет за собой очень большие убытки, а во многих случаях и вовсе «смерть» онлайн-ресурса.
Накруткой поведенческих факторов можно пользоваться только по тем направлениям, где хорошую прибыль получают буквально за пару месяцев, а затем просто переезжают на новый домен и раскручивают уже его. Но такая схему не имеет никакого отношения к серьезному бизнесу.